Call Us +38 (0562) 34-83-63 +38 (098) 612-36-08 +38 (050) 305-87-87

Features of heat treatment of sausage and meat products part 1

Heat treatment of sausage and meat products is one of the important stages in the process of their preparation, since it makes not only the product itself safe, but also provides an attractive appearance and taste characteristics of meat products.

To achieve the set technological goals and obtain the maximum economic result, the meat-processing enterprises are equipped with modern effective thermal equipment that allows to realize all the culinary delights of the technologists. But when operating such equipment, the working thermo separators very often face problems that can not be explained, and which lead to serious losses in the quality of the products during heat treatment: uneven color formation, loss of presentation, excessive loss of moisture in the finished product, appearance of "shriveled" Product, etc.

It turns out that in most cases the problem does not lie in technological mistakes in the preparation of minced meat, not in failures in the operation of thermal chambers, but in the ability of the working thermal department to correctly carry out the process of heat treatment of products, understanding that at what stage should occur both with the product and With technological parameters characterizing the temperature and humidity parameters of the process itself.

In general, the reasons for poor-quality heat treatment can be divided into 3 main groups:

  • malfunction or incorrect use of control means (sensors) of process parameters;
  • climatic conditions in thermal separation: temperature and humidity in the room;
  • technological.


The malfunction of the temperature sensors in the product leads to the most serious violations of the heat treatment process, one of which is the lack of control over the cooking temperature of meat products, which is directly related to the safety of eating such a product.

Fig.1 - Designs of needle sensors

Also distortions of the measured temperature readings in the product can be made by sensors not perfect in design: a very long measuring probe - up to 140 mm and more, and a rather heavy sensor handle (Fig. 1). Also, the sensors, if not completely fall out of the sausage loaves (especially boiled sausages), then shift relative to their axis from the center of the product to the periphery, the temperature of which is much higher. Hence the undercooked product and the disruption of the processes that are performed by the baton sensor.

Very often, instead of using needle sensors supplied with heat chambers, "smokers" use portable devices to calculate that they are more accurate. This is not a very correct approach, because if the battery level of such a device drops by 15-20%, the measurement readings of such a device will also change.

The simplest way to control the correct operation of the sensors is to measure the temperature of the melt water - 0-1 °C (ice from the ice maker) and measure the temperature of the boiling water - 98-100 °C.

If your sensors show such results, then they are working and you can fully trust their indications.

A very important indicator of the correctness of the heat treatment is the measurement of the relative humidity of the air in the thermal chamber. Although this parameter only indirectly affects the delivery of the product to the culinary readiness of 68-70 °C, with the humidity in the chamber up to 70% and the temperature of 74-75 °C, the product may simply not warm up - it is very informative both in terms of the quality of the process, and diagnostics of the operation of thermal chamber units: shutters, water supply, ventilation, etc.

For example, higher humidity indications on drying may indicate the need to continue the process itself due to incomplete drying of the product shell, or the air intake flap and the exhaust from the heat chambers may not open for some reason (the air compressor is switched off). The increased humidity during smoking, especially the first 5-10 minutes, shows its inefficiency, since the smoke particles settle on the water barrier on the surface of the shell, the reduced moisture in the cooking - the transition to the baking process, which leads to significant losses in the output of the finished product.

 

Fig.2 - Psychrometric Station

In most cases, one of the reasons for the distortion of the indications of relative humidity is the insufficient care of the wet thermometer bag of the psychrometric stations (Fig. 2), which are used in practically all common smoke-cooking installations. Its absence or strong contamination leads to a distortion of the readings to 95-100% relative humidity. The simplest maintenance is daily washing in a soapy solution, replacing every 2-3 weeks, depending on the intensity of the smoking processes carried out on this thermal chamber. The material of covers is ordinary cotton fabric.

Another important parameter of conducting heat treatment processes is the measurement of the air temperature inside the thermal chamber. Determination of its actual value and maintenance at each process is due, in the main, to the exclusion of excessive thermal loads at elevated temperatures on the surface of sausage products, which can lead to superficial "quenching" or burst of protein shells during cooking. Indications of the air temperature in the chamber can fluctuate within ± 5 °C depending on the load of the thermal chamber and the time of year, which in no way will affect the quality of the entire process.

The second group of causes of problem heat treatment is directly related to the climatic conditions in the room of the thermal department. Especially it is felt in the premises, not equipped with supply and exhaust ventilation, and in the rooms where the dashing equipment or digesters are directly located. The room that does not have heating will be warmed up to temperatures no higher than 10-12˚C in winter and air with such a temperature will be delivered to the thermo chamber on drying. Naturally, to warm it to the drying temperature of the product (55-65 °C), it will take much longer, which will lead to an increase in the process time and, consequently, an increase in weight loss. The increase in the power of the heating elements of the chambers is not always possible or leads to more severe heat loads of the product at other stages of heat treatment, not to mention the significant consumption of energy carriers.

In summer, the air temperature in the thermal compartment is much higher and can reach 40-50 °C in the suction zones in the heat chamber (under the ceiling), which is comparable or insignificantly lower than the temperatures at which the drying process is carried out in the thermal chamber. As a result, the heating in the thermal chamber is carried out by external air from the room and the frequency of the heating element activation is much lower than usual and evaporation of moisture on the heating element practically does not occur. And if the air in the room has a high humidity (80-90% - the work of the shower or digesters), it is practically impossible to carry out the drying process qualitatively. As a result - incomplete loading of sausage frames, outweighed loaves from the bottom up, an increase in the timing of the process and loss of presentation.

The most effective way to solve this problem is to create normal climatic conditions in a thermal compartment with a constantly maintained temperature in the range of 16-22 °C and a relative air humidity of not more than 80%. In the absence of the possibility of conditioning of such premises, a certain effect is achieved due to the operation of heating in the cold season and the mandatory arrangement of balanced forced supply and exhaust ventilation (Fig. 3).

 

Fig. 3 - Supply and exhaust ventilation

By "balanced" is meant such ventilation, which creates an air pressure in the room, equal to the atmosphere. Otherwise, if the hood is more powerful, then a vacuum is created and the volume of air sucked into the chamber is reduced, if the ventilation is more powerful, then conditions that are close to street ventilation begin to be created in the room, which is undesirable in the off-season and, especially, in the winter season. This imbalance will unambiguously lead to a deterioration in the performance of drying and ventilation processes.

Another factor affecting the operation of the chambers in the drying and ventilation mode is the length of the exhaust pipe through which air, smoke or steam exhausted into the atmosphere is emitted. In order to obtain the best effect, the lengths of such pipes should be such that their upper parts are at least 0.5 m above the highest points of buildings in which the thermal separations and adjacent structures are located. In this case, no weather changes in the form of a strong wind or a sudden change in atmospheric pressure will not affect the performance of thermal equipment.

To be continued...

Звоните нам +38 (0562) 34-83-63 +38 (098) 612-36-08 +38 (050) 305-87-87

Особенности термообработки колбасных и мясных изделий

Термическая обработка колбасных и мясных продуктов является одним из важных этапов в процессе их приготовления, поскольку делает не только безопасным сам продукт, но и обеспечивает привлекательный внешний вид и вкусовые показатели мясных изделий.

Для достижения поставленных технологических задач и получения максимального экономического результата мясоперерабатывающие предприятия оснащаются современным эффективным термооборудованием, позволяющим реализовывать все кулинарные изыски технологов.  Но при эксплуатации такого оборудования рабочие термоотделения очень часто сталкиваются с проблемами, которым не могут дать объяснений, и которые приводят к серьезным потерям качества продукции при термообработке: неравномерное цветообразование, потеря товарного вида при хранении, излишняя потеря влаги в готовом продукте, появление «сморщенности» продукта и т.д.

Оказывается, в большинстве случаев, проблема заключается не в технологических ошибках при приготовлении фарша, не в сбоях в работе термокамер, а в умении рабочего термического отделения грамотно проводить процесс термообработки продукции, понимая, что и на каком этапе должно происходить как с продуктом, так и с технологическими параметрами, характеризующими температурно-влажностные показатели самого процесса.

В общем, причины некачественной термообработки можно разделить на 3 основных группы:

- неисправность либо неправильное использование средств контроля (датчиков) параметров технологического процесса;

- климатические условия в термоотделении: температура и влажность воздуха в помещении;

- технологические.

Неисправность датчиков измерения температуры в продукте приводит к самым серьезным нарушениям ведения процесса термообработки, одно из которых – отсутствие возможности контроля температуры кулинарной готовности мясных изделий, что непосредственно связано с безопасностью  употребления такого продукта в пищу.

 

Рис.1 – Конструкции игольчатых датчиков

Также искажения измеренных показаний температуры в продукте могут осуществлять не совершенные по конструкции датчики: очень длинный измерительный щуп – до 140 мм и больше, и достаточно тяжелая ручка датчика (рис.1). Также датчики, если не полностью выпадают из колбасных батонов (особенно вареных колбас), то смещаются относительно своей оси от центра продукта к периферии, температура которой существенно выше. Отсюда недоваренный продукт и нарушение ведения процессов, которые осуществляются по батонному датчику.

    Очень часто взамен использования игольчатых датчиков, поставляемых вместе с термокамерами, «коптильщики» используют переносные приборы в расчете, что они точнее. Это не очень правильный подход, поскольку в случае снижения уровня заряда батарейки такого прибора на 15-20%  показания измерения такого прибора тоже будут меняться.

   Самый простой способ контроля правильности работы датчиков – измерение температуры талой воды – 0-1˚С (лед из ледогенератора) и измерение температуры кипящей воды – 98-100˚С.

    Если Ваши датчики показывают такие результаты, значит они работоспособны и можно полностью доверять их показаниям.

    Очень важным показателем правильности проведения термообработки является измерение относительной влажности воздуха в термокамере. Хотя этот параметр только косвенно влияет на доведение продукта до кулинарной готовности 68-70˚С – при влажности в камере до 70% и температуре 74-75˚С продукт может просто не прогреться – он очень информативен как с точки зрения качества проведения процесса, так и диагностики работы узлов термокамеры: заслонки, подача воды, вентиляция и т.д.

    Например, повышенные показания влажности на сушке могут свидетельствовать о необходимости продолжения самого процесса из-за неполного высыхания оболочки продукта, либо же могли не открыться по каким-то причинам (отключен воздушный компрессор) заслонки подачи свежего воздуха и выброса отработанного из термокамер. Повышенная влажность при копчении, особенно первые 5-10 мин., показывает его неэффективность, поскольку частицы дыма оседают на водяном барьере на поверхности оболочки, пониженная влажность на варке – переход к процессу запекания, что приводит к существенным потерям по выходу готовой продукции.

 

Рис.2 – Психрометрическая станция

    В большинстве случаев одной из причин искажения показаний относительной влажности является недостаточный уход за чехлом влажного термометра психрометрических станций (рис.2), применяемых практически на всех распространенных коптильно-варочных установках. Его отсутствие  или  сильная  загрязненность  приводит к искажениям показаний до 95-100% относительной влажности. Самый простой уход – ежедневная стирка в мыльном растворе, замена раз в 2-3 недели в зависимости от интенсивности процессов копчений, проводимых на данной термокамере. Материал чехлов – это обычная хлопчатобумажная ткань.

    Еще одним важным параметром проведения процессов термообработки является измерение температуры воздуха внутри термокамеры. Определение его фактического значения и поддержание на каждом процессе обусловлено, в основном, исключением чрезмерных тепловых нагрузок при повышенных температурах на поверхность колбасной продукции, что может приводить к поверхностным «закалам» либо порыву белковых оболочек при варке. Показания значений температуры воздуха в камере могут колебаться в пределах ±5˚С в зависимости от загрузки термокамеры и времени года, что ни в коем случае не повлияет на качество проведения всего процесса.

    Вторая группа причин проблемной термообработки непосредственно связана с климатическими условиями в помещении термического отделения. Особенно это ощущается в помещениях, не оборудованных приточными и вытяжными вентиляциями, и в помещениях, в которых непосредственно расположено душирующее оборудование или варочные котлы. Помещение, не имеющее отопления, в зимний период времени будет прогреваться до температур не выше 10-12˚С и воздух с такой температурой будет на сушке поступать в термокамеру. Естественно, что для прогрева его до температуры сушки продукта (55-65˚С), потребуется гораздо больше времени, что приведет к увеличению времени процесса и, следовательно, увеличению весовых потерь. Увеличение же мощности нагревательных элементов термокамер не всегда возможно или приводит к более жестким тепловым нагрузкам продукта на других этапах термообработки, не говоря о существенном потреблении энергоносителей.

    В летнее время температуры воздуха в помещении термического отделения существенно выше и могут достигать в зонах всасывания в термокамеру (под потолком) значений 40-50˚С, что сопоставимо или несущественно ниже температур, при которых проводится процесс сушки в термокамере. В результате нагрев в термокамере осуществляется за счет внешнего воздуха из помещения и частота включения нагревательного элемента значительно ниже обычной и испарение влаги на нагревательном элементе практически не происходит. А если воздух в помещении имеет высокую влажность (80-90% - работа душа или варочных котлов), качественно осуществить процесс сушки практически невозможно. Как результат – неполная загрузка колбасных рам, перевешивание батонов снизу вверх, увеличение сроков процесса и потеря товарного вида.

    Наиболее эффективным способом решения этой проблемы является создание нормальных климатических условий в помещении термического отделения с постоянно поддерживаемой температурой в диапазоне 16-22˚С и относительной влажностью воздуха не выше 80%. При отсутствии возможности кондиционирования таких помещений определенный эффект достигается за счет работы отопления в холодное время года и обязательного устройства сбалансированной принудительной приточно-вытяжной вентиляции (рис.3).

 

Рис. 3 – Устройство приточно-вытяжной вентиляции

     Под «сбалансированной» имеется ввиду такая вентиляция, которая создает давление воздуха в помещении, равное атмосфер-ному. Иначе, если вытяжка будет мощнее, то создается разрежение и уменьшается объем всасываемого в термокамеру воздуха, если мощнее приточная вентиляция, то в помещении начинают создаваться условия, приближенные к уличным, что в межсезонье и, особенно, в зимнее время года нежелательно. Такая несбалансированность однозначно приведет к ухудшению проведения процессов сушки и вентиляции.

    Еще одним фактором, влияющим на работу термокамер в режиме сушки и вентиляции, является длина выбросной труби, через которую выбрасывается отработанный в термокамере воздух, дым или пар в атмосферу. Для получения самого лучшего эффекта длины таких труб должны быть такими, чтобы их верхние части находились хотя бы на 0,5м  выше самых высоких точек зданий, в которых располагаются термоотделения и примыкающие к ним строения. В том случае никакие погодные изменения в виде сильного ветра или резкого изменения атмосферного давления не повлияют на работоспособность термического оборудования.

Продолжение следует